Производство фрезерного торфа.
Как мы уже знаем, проходит не один миллион лет, пока озеро превратится в торфяное болото. Торф в болотах образуется со скоростью 1 мм в год. Так, например, слой торфа в 1 м, образовался за 1000 лет. Геологи находят такие залежи, где мощность торфяного пласта экономически выгодна для промышленной разработки.
Торфяная залеж.
Подготовка полей добычи.
Следующая стадия, это нарезка осушительной магистрали, обычно это будущие магистральные каналы. Проходит несколько лет, болото частично осушается до появления возможности прохода подготовительной техники. Сводится лес и кустарник, выкапываются валовые и картовые каналы, начинают работать насосные станции принудительного осушения. Выполняется выкорчевание остатков пней и корней деревьев, торфяным картам придается выпуклый профиль.
Добыча торфа.
Обычно торф добывают фрезерным способом. Сначала по картам проходят тракторы с фрезерными барабанами или плоскорезами и сфрезеровывают тонкий слой торфяной залежи, превращая ее в торфокрошку, которая сохнет в расстиле под действием солнечных лучей и ветра.
Чтобы ускорить сушку по полям до трех раз с интервалом три часа проходят тракторы с ворошилками, которые переворачивают торф.
После окончания сушки до 40% влажности, по картам проходят тракторы с валкователями
сдвигающими торф в валки, которые убираются бункерными уборочными машинами с ковшевыми элеваторами и торф выгружается на месте будущего штабеля торфа.
Вдоль штабелей проходит штабелирущая самоходная машина и своими скребками двигающимися на бесконечной цепи по стреле, поднимает торф наверх штабеля и придают ему правильную призматическую форму.
Погрузка и Транспортировка торфа.
После окончания сезона добычи, вдоль линии штабелей бульдозером планируется трасса на которую путеукладчиком укладывается временная узкоколейный железнодорожный путь, тепловозами подаются к штабелям саморазгружающиеся вагоны, в которые погрузочными грейферными кранами или погрузчиками загружается торф.
Состав вытягивается тепловозом к стационарному пути и тепловозами большей мощности доставляется на станцию перегрузки в вагоны широкой колеи либо на торфобрикетный завод. На участки торфодобычи в это время ремонтируют поля (углубляют осушительную сеть, перекладывают мосты, корчуют и профилируют карты.)
Производство торфобрикетов.
Торф из вагонов выгружается в приемный бункер завода и по транспортерам поступает в подготовительный участок и проходит через дробилку, сепараторы, где очищается от мелкой щепы, а затем в сушилку. Далее торф поступает в торфобрикетные кривошипно-шатунные механические прессы.
Уже готовые торфобрикеты продвигаются по наклонным транспортерам в бункер готовой продукции.
Заключение.
Работа на производстве торфа нелегкая. Особенно на торфодобыче. Это очень тяжелый труд. Тракторы, особенно уборочные, передвигаются по полям под палящим солнцем в облаке торфяной пыли проникающей всюду.